Освещение торговых центров


     Для повышение уровня продаж в торговых центрах существует потрясающий по простоте способ: любой посетитель должен быть расслаблен и наслаждаться атмосферой. Это состояние создается тремя способами: приятная музыка, теплый и насыщенный вкусными запахами воздух и СВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ фасадов внутренних магазинчиков торгового центра.
     Освещение вносит очень значительную составляющую уровня продаж. Оно может как увеличивать продажи, так и уменьшать их. Освещенность измеряется в Люксах, 1 Lux = 1 Lm (Люмен) / 1 м. кв. Современный уровень освещенности в магазинах колеблется от 500 до 100 Lux в горизонтальной плоскости, то есть для расчетов берется освещенность пола. Сетевые торговые центры устанавливают в своих залах от 700 до 1000 Lux для общего уровня освещенности магазина.
В таблице 1 приведены рекомендации по общему среднему уровню освещенности для некоторых типов магазинов.

Таблица 1. Рекомендуемый минимальный уровень освещенности для торговых заведений.
    
Общий уровень освещенности торгового зала.

     После установки торгового оборудования в торговых залах их освещенность уменьшается на 25-30 %. Это связано с поглощением и отражением света от различных типов поверхностей и созданием препятствий. В магазине становится на треть темнее. Поэтому необходимо делать запас по яркости именно на эту достаточно весомую разницу.  Кроме уровня освещенности, важными элементами так же являются психологические аспекты света.
     Психологическое воздействие света характеризуется физическими свойствами:
1. Интенсивность освещения (уровень освещенности),
2. Цветовая температура света (выражается в градусах Кельвина).
     Исходя из целей и маркетинговой стратегии можно выбрать необходимый уровень освещенности. Комфортный и безопасный уровень освещенности для человека находится в пределах 500-2500 Lux. Например, в пасмурный день на улице 2000 Lux, в солнечный день до 10 000 Lux. Яркий солнечный свет заставляет людей жмуриться, или надевать солнцезащитные очки-это вызывает определенный дискомфорт. Солнце так же увеличивает яркость предметов.
     Цветовая температура света. Имеется ярко выраженная климатическая зависимость, связанная с оттенком света. В южных странах более комфортно воспринимается свет с высокой цветовой температурой 4000 –6500 градусов Кельвина (К) и выше (холодный). После 8000 К свет уходит в ультрафиолетовую область спектра и становится невидимым для глаза, но вредным по воздействию. В странах с более холодным климатом лучше воспринимается свет с теплой цветовой температурой 4000-2500 К. Белый свет с температурой 4000К принято считать за нулевую отметку (например, это стандартные офисные светильники в подвесном потолке типа «Армстронг»).
     Цветовая температура дневного света примерно равна 6500 К. Лампа накаливания 2700 К. Свеча – 2200-2500 К. Цветовая температура газоразрядной или люминесцентной лампы может варьироваться в широком диапазоне температур от 2000 до 9000 К.
     Освещение в гипермаркете и супермаркете. Комфортной цветовой температурой считается нейтрально-белый свет 4000К. Во избежание искажения цвета (особенно ярких цветов теплой части спектра – красного, желтого, оранжевого), рекомендуется применять светильники с коэффициентом цветопередачи (Ra) минимум 80 (Ra>=80). Например, стандартная люминесцентная лампа в офисном светильнике Armstrong имеет коэффициент цветопередачи 60. В магазинах, где товар не требует яркого рекламирования цвет не имеет высокого значения. Но в отделах обоев, штор, красок, элементов декора такое освещение не может применяться потому, что цвет товара будет тусклым и неестественным, а следовательно и невозможно будет его оценить по достоинству. Для таких магазинов необходимо применять лампы с коэффициентом цветопередачи выше 80 (Ra> 80).
     В отделах одежды и обуви минимальный уровень освещенности  – 1000 Lux. Стратегическими моментами являются световые акценты и распределение по освещаемому объекту (что и как подсветить и с какой стороны). Новомодным техническим решением для акцентного освещения являются светодиодные светильники и ленты. В спектре их излучения отсутствует УФ-излучение, приводящее к выгоранию освещаемых объектов (например, одежды). Однако универсальных советов по оформлению отделов одежды и обуви нет потому, что это все-таки работа дизайнера по свету. В магазинах одежды и обуви работают прежде всего стилистические особенности.
     Магазины детских товаров требуют уровня освещенности минимум 800 Lux и лампы теплых цветов (3000К) с высоким коэффициентом цветопередачи (более 80%). Один из важных моментов – это радостная атмосфера магазина, которая достигается высоким уровнем освещенности и насыщенности красок.
     Освещение ювелирных отделов – наиболее сложная задача даже для специалистов. Освещать драгоценные камни очень проблематично! Обобщенные рекомендации выглядят примерно так:
- для освещения платины нужен мягкий свет,
- серебра – холодные тона освещения
- золото – теплое, переливающееся освещение
- алмазы – яркий, искристый свет со множеством источников.
Для освещения ювелирных изделий часто применяются светодиодные системы.
     Акцентное освещение галогенными лампами плоских и других закрытых витрин требует  применения ламп с дихроическими отражателями, отводящим часть тепла от освещаемого объекта. Иначе под воздействием тепла бумага, ткани, пластмассы и дерево трескаются, деформируются, плавятся и просто портятся. В таких лампах обязателен УФ-фильтр, чтобы товары не выцветали. Очень подходящий вариант — светодиодные системы освещения, которые не имеют УФ-излучения и практически не нагревают освещаемое пространство.